Как правильно сделать фундамент из автомобильных покрышек своими руками?
Фундамент устраивается под каждое капитальное сооружение, вне зависимости от его конструктивной схемы, типа грунтового основания, этажности и объёмно-планировочных параметров.
Данная конструкция обеспечивает восприятие всех статических нагрузок от массы здания, передачу и распределение внутренних усилий в грунтовом основании.
Существует множество типов фундаментных конструкций, каждая из которых требует соблюдения технологических карт, строительных нормативов, а также приобретение большого количества опалубки или других вспомогательных материалов, существенно увеличивающих стоимость возведения фундаментов.
Чтобы обеспечить экономию без ущерба несущей способности конструкции, многие владельцы дачных участков прибегают к технологии устройства фундаментов из покрышек. Данная методика подробно описывается далее с указанием преимуществ и недостатков, области применения, а также технологии устройства данных фундаментов из старых автомобильных покрышек своими руками для разных типов конструктивных элементов.
Содержание
Плюсы и минусы
Фундамент из автомобильных покрышек пользуется повышенным спросом среди потребителей, так как данная несущая конструкция предоставляет владельцам объектов неоспоримые преимущества:
- Долговечность конструкции, так как автомобильная резина не разлагается в агрессивных грунтовых условиях на протяжении более 100 лет.
- Небольшая себестоимость возведения фундаментов.
- Такие фундаментные конструкции обеспечивают амортизацию здания на пучинистых или подвижных грунтах.
- Отсутствие необходимости устройства рассматриваемой конструкции с подошвой, расположенной ниже глубины промерзания.
- По несущей способности во многом подходят под характеристики фундаментах конструкций из винтовых свай.
- Могут устраиваться как под плитные, так и под ленточные или столбчатые фундаменты.
- Простота устройства инженерных коммуникаций, вводов в цокольную часть здания или на первый этаж, через специальные технологические приямки.
- Абсолютная морозостойкость автомобильных шин, которые выдерживают гораздо больше циклов перепада температур через нулевую отметку, чем железобетонные конструкции.
- При корректном устройстве фундаментных конструкций из старых покрышек, автоматически обеспечивается дренаж для основания под пятном застройки, а также гидроизоляция несущих подземных элементов здания.
- Подходят для строительства капитальных объектов в сейсмоопасных зонах, так как выполняют функцию демпфера при импульсных колебаниях грунтового основания во время подземных толчков.
- Эффективное использование вторичного сырья автомобильной промышленности, без необходимости его переработки, что благоприятно сказывается на сохранности и защите окружающей среды.
- Незначительное повышение энергоэффективности помещений на цокольном или на первом этаже здания, с учётом того, что автомобильные шины заполняются пористыми грунтами.
Несмотря на достоинства, такие основания имеют ряд недостатков, из-за чего многие владельцы недвижимости выбирают другие несущие конструкции под свои дома:
- Сложность проведения статических расчётов несущей способности здания, фундаментных и других капитальных ответственных конструкций на упругом основании.
- Упругость автомобильных шин может стать причиной непрогнозируемых осадок сооружения или его крена.
- Данные конструкции не отвечают требованиям нормативной документации, из-за того, что старые покрышки не являются официально зарегистрированными на рынке и сертифицированными строительными материалами.
- В случае, если автомобильная шина выходит за пределы грунтов основания, поверхности земли и подвергается воздействию прямых солнечных лучей, резина начинает разрушаться.
- Низкий показатель экологичности конструкции, так как автомобильная резина содержит токсичные компоненты, негативно отражающиеся на здоровье людей.
- При сильном нагреве, шины от автомобилей теряют свои эксплуатационные свойства и несущую способность.
- Данный фундамент не может использоваться в качестве ограждающих или несущих конструкций стен цокольной части здания, так как раиновые шины не отвечают требованиям по обеспечению пожарной безопасности.
- При нарушении технологии статического расчёта, проектирования и устройства, конструкция фундаментов из покрышек требует проведения реставрационных работ уже через первые 5 – 10 лет эксплуатации капитального сооружения.
- При устройстве столбчатого фундамента, который обеспечивает формирование пустого пространства под зданием, шины входят на поверхность, что требует их маскировки, так как они имеют непрезентабельный внешний вид, не вписывающийся в архитектурные решения дачного дома.
Несмотря на минусы, данные фундаментные конструкции повсеместно применяются при возведении небольших дачных домов, беседок, сараев, хозблоков, бань и других капитальных сооружений, предназначенных как для постоянного проживания, так и для временного пребывания людей.
Выдержит ли пучинистый грунт?
Несмотря на то, что фундамент из покрышек не представлен в нормативной документации, как один из типов несущих конструкций под малоэтажные капитальные здания, в пучинистых грунтах он работает гораздо лучше, чем столбчатые или ленточные несущие элементы по следующим причинам:
- Упругая часть боковой поверхности автомобильных шин деформируется под воздействием отпора грунтового основания.
- При наличии локальных линз пучинистых грунтов, расположенных под пятном застройки, отдельные резиновые автомобильные покрышки воспринимают на себя нагрузки, подвергаясь деформациям, в то время как остальные конструктивные элементы остаются в прежнем проектном положении, что обеспечивает неизменность контактной плоскости верхнего обреза или оголовков фундамента со зданием, предотвращая образование трещин в неразрывной монолитной железобетонной ленте.
-
Покрышки не разрушаются от промерзания, так, как и пористость минимальна, и они не впитываются влагу.
Это говорит о возможности их заполнения любым местным грунтом, в том числе пучинистым, без риска сезонного подъёма основания с оказанием непроектных воздействий на здание.
- Автомобильные шины, заполненные песком или щебнем, эффективно отводят подземные воды при их сезонном о подъёме, предотвращая пучение глинистых грунтов.
Следует учесть, что для полного предотвращения подвижки фундаментных конструкций и всего капитального сооружения на пучинистых грунтах, следует устраивать подошву данного несущего элемента из автомобильных покрышек строго ниже глубины сезонного промерзания основания.
Область применения
Фундаменты из старых автомобильных покрышек разного типа, габаритов и конструктивного исполнения применяются для следующих типов объектов капитального строительства:
- Дачные жилые дома с первым и мансардам этажами, построенные из бруса, оцилиндрованного бревна, либо по каркасно-щитовой технологии.
- Бани на частных приусадебных участках.
- Вспомогательные постройки на даче высотой не более 1 этажа – летние кухни, гаражи, хозблоки, беседки, мастерские, сараи.
- Пристроенные помещения к основному капитальному сооружению – веранды, террасы, крыльца, для предотвращения разницы осадок и сезонного пучения глинистого грунтового основания.
- Лёгкие временные постройки на объектах капитального строительства, мобильные офисы, бытовки.
- Объекты придорожного сервиса, магазины и другие сооружения, не относящиеся к капитальным постройкам, которые устанавливаются на фундаменты в комплектном виде и могут перевозиться по завершении эксплуатации.
- Элементы благоустройства территории – спортивные и детские площадки, пешеходные дорожники и проезды, твёрдые покрытия в садово-парковых зонах, где отсутствует необходимость устройства фундаментов глубокого заложения.
- Другие объекты недвижимости с незначительной категорией ответственности, при условии достаточной несущей способности грунтового основания и отсутствии необходимости заглубления подошвы фундамента ниже нормативной глубины промерзания инженерно-геологических элементов.
- Возведение сплошных заборов из железобетона, деревянных или каменных материалов, для устройства ленты, компенсирующей разницу осадок и снижающей риск образования трещин в данной конструкции по периметру участка.
Как было указано выше, автомобильные покрышки не являются официально признанными конструктивными элементами для возведения несущих элементов подземной части здания.
В связи с этим, они могут использоваться только при площади проектируемого капитального сооружения до 1500 м2 и высотности не более 2 этажей.
В остальных случаях, проект строительства любого жилого, общественного или производственного здания должен пройти согласование в органах государственной экспертизы с получением положительного заключения, что требует применения любых других фундаментных конструкций, требования к которым описываются в нормативной документации.
Виды конструкций
Фундаментные конструкции из использованных автомобильных легковых или грузовых покрышек последние годы пользуются всё большим спросом среди потребителей, владельцев дачных участков или других объектов недвижимости. На практике можно встретить следующие типы данных несущих подземных конструкций под различные объекты капитального строительства:
- Плитные. Надёжные массивные несущие конструкции, которые обеспечивают восприятие нагрузок и распределение их по структуре основания под пятном застройки с образованием минимальной глубины сжимаемой толщи, что подходит для слабых и просадочных, а также неравномерных или обводнённых грунтов, либо для здания с переменной этажностью.
- Ленточные. Классические фундаменты, используемые для большинства дачных или других малоэтажных капитальных построек, могут одновременно служить стенами подвальной или цокольной части здания.
- Столбчатые. Самые дешёвые и простые фундаментные конструкции, которые обеспечивают локальную передачу нагрузок от несущих конструкций здания на уширенную контактную плоскость с грунтовым основанием. Подходят для устройства на грунтах с повышенной несущей способностью или при строительстве лёгких дачных, либо других 1 – 2 этажных построек.
Каждый из типов конструкций фундаментов под различные малоэтажные здания отличаются технологией устройства, способом армирования и заливки бетона, а также работают по разным упругодеформированным схемам, что требует соблюдение ряда требований и тонкостей при их устройстве.
Технология укладки для дома
При устройстве фундаментных конструкций под любое капитальное сооружение, рекомендуется обратиться к профессиональным подрядчикам, которые выполнят все работы быстро, качественно, предоставят многолетнюю гарантию на результат.
В случае с фундаментными конструкциями из покрышек, работы существенно упрощаются, и их можно выполнить своими руками, при условии соблюдения всех пунктов специальных технологических карт для каждого типа данных несущих элементов. Все алгоритмы возведения таких конструкций подробно описываются далее.
Плитный
Плитный фундамент из монолитного железобетона считается одной из самых надёжных и практичных не сухих конструкций любого капитального сооружения. При использовании старых автомобильных покрышек в процессе возведения данной конструкции, выполняется следующая технологическая карта:
- Под фундаментную плиту рекомендуется применять использованные покрышки от грузового автотранспорта.
- Производится геодезическая разбивка пятна застройки, вынос строительных осей.
- Снимется расчётный грунт по всей площади пятна застройки под планируемое здание.
- Разрабатывается котлован с габаритами на 500 – 1000 мм превышающими площадь подошвы фундаментной плиты, а также с нужным углом откосов, согласно особенностям грунтового основания.
- Высотная отметка дна котлована определяется по проекту, в зависимости от наличия или отсутствия цокольной части, необходимости заглубления подошвы ниже глубины промерзания и других факторов.
- Дно котлована дорабатывается вручную, до достижения единой высотной отметки плоскости.
- При необходимости, по дну котлована также насыпается строительный грунт из песчано-гравийной смеси с её последующим уплотнением.
- По предварительно подготовленному и уплотнённому основанию, укладываются автомобильные покрышки, плашмя, максимально плотно друг к другу, с контактом боковых частей с протекторами.
- Шины обсыпаются и наполняются строительным или местным грунтом, кирпичным боем или строительным мусором без органических включений с последующим уплотнением и трамбовкой.
- На подготовленном основании устраивается арматурный каркас и заливается монолитная железобетонная фундаментная плита проектной толщины.
Плитный фундамент требует тщательного контроля уровня поверхности и геометрии, так как на него уходит самое большое количество бетона, что часто вызывает перерасходы материалов и неоправданные затраты. Если площадь плиты составляет 100 м2, а превышение не превышает 10 мм, то перерасход составит 1 м3.
Ленточный
Данный тип фундамента является самым распространённым среди владельцев дачной недвижимости, так как его универсальная конструкция является оптимальным сочетанием надёжности, долговечности, практичности и доступной стоимости.
Ленточные фундаментные конструкции могут устраиваться с применением покрышек, при условии выполнения следующего алгоритма:
- Разметка пятна застройки, снятие растительного слоя почвы выполняются по той же технологии, что и для плитного фундамента.
- Дополнительно размечается ширина и оси размещения ленточного фундамента по периметру здания, а также под внутренние несущие стены.
- Отрываются траншеи, ширина которых на 100 – 200 мм больше, чем диаметр покрышек от легкового автотранспорта, планируемых к укладке на уплотнённое грунтовое основание.
- На дне траншеи могут быть уложены 1 или 2 ряда покрышек, в зависимости от толщины будущего ленточного фундамента.
- Количество слоёв покрышек зависит от расчётной глубины залегания подошвы фундаментов, нагрузок, передаваемых от здания, а также особенностей и физико-механических характеристик грунтового основания.
- Рекомендуется закрепить шины путём забивки арматурных стержней.
- Покрышки заполняются строительным грунтом, если поверх резиновых конструктивных элементов заливается ленточный железобетонный фундамент по проекту.
- В случае, если 1 – 3 или более слоёв покрышек формируют ленточную фундаментную конструкцию, следует использовать их, как несъёмную опалубку с соосным расположением слоёв, устройством арматурного каркаса и заливкой бетона в каждую полость с последующей вибрацией для уплотнения смеси и достижения требуемой несущей способности.
Ленточный фундамент должен устраиваться под все несущие вертикальные конструкции. Если стены, пилоны или колоны расположены на каком-либо участке слишком близко друг к другу, рекомендуется объединить ленточные фундаменты в участок монолитной железобетонной плиты. Покрышки, в данном случае, могут без ограничений применяться под такой комбинированный плитно-ленточный фундамент.
Столбчатый
Столбчатый фундамент часто возводится под малоэтажные дачные постройки из дерева, устраиваемыми по каркасно-щитовой технологии, а также под бани, сараи, хозблоки и другие объекты недвижимости с небольшой категорией ответственности. Благодаря покрышкам, в данном случае, существенно упрощается технология возведения столбчатых оснований, при условии соблюдения следующей пошаговой инструкции:
- Размечаются места устройства ям под столбы.
- Количество и глубина ям определяются по проекту.
- Рекомендуется устраивать ямы по углам будущего капитального здания, а также по всему его периметру с расстоянием между ними от 1,5 до 3 метров.
- Внутри периметра наружных стен также устанавливаются столбы под каждый элемент несущей конструкцией, либо с равномерной расстановкой отдельных конструктивных элементов.
- Ямы следует разрабатывать на 200 – 300 мм глубже отметки подошвы проектируемого фундамента.
- По дну каждой ямы устраивается щебёночная или песчано-гравийная подготовка с последующим тщательным уплотнением данного слоя.
- Габариты ям должны быть такими, чтобы шины свободно ложились друг на друга без смещения, с образованием нужного количества слоёв конструкции.
- В каждый столб из покрышек погружается арматурный каркас, который выверяется по высоте и углу наклона.
- Внутренняя плоскость покрышек заполняется жидким бетоном нужного класса по прочности.
- Выжидается время на твердение и набор прочности бетона.
- Опалубка из резиновых покрышек остаётся на железобетонном элементе, обсыпается грунтом в пазухах, обеспечивает гидроизоляцию фундаментов.
После возведения, столбчатые фундаменты должны быть выверены по высоте при помощи лазерного нивелира, подрезаны в единую горизонтальную плоскость, чтобы обеспечить укладку распределяющего бруса, служащего основанием под здание, без перекоса будущего капитального сооружения.
Обзор отзывов от мастеров
Покрышки при устройстве фундаментных конструкций применяются на практике владельцами дачных участков и профессиональными подрядчиками уже много лет. Многие эксперты и опытные мастера часто делятся своими положительными, нейтральными или негативными отзывами о данных конструктивных элементах, особенностях их возведения, возможных сложностях при работе с ними на независимых форумах в сети.
Наиболее полезные из рассматриваемых отзывов представлены далее:
- Надёжные конструкции, которые выдерживают вес двухэтажных каркасных домов.
- Отлично компенсируют пучение глинистого основания по весне.
- При наполнении фильтрующими грунтами – строительным песком и щебнем, одновременно служат дренажом, что способствует быстрому осушению участка в весенний период или после ливневых дождей.
- Повышенная упругость и амортизация иногда приводят к образованию трещин в фундаментах, а также их непрогнозируемым осадкам и кренам.
- При наличии большого количества старых покрышек, достигается экономия на материал их работах при устройстве фундаментов.
- Резина не повергается разрушению от грунтовых вод, что обеспечивает долговечность дачной постройки на обводнённых участках.
- Проект с таким конструктивным решением не может пройти экспертизу и получить положительное заключение.
- Фундаментные столбы из покрышек, залитые бетоном, могут дать перекос, что потребует их восстановления.
- Чаще всего, столбчатые фундаменты из покрышек требуется реставрировать 1 раз в 5 – 10 лет, что не всегда удобно, а также требует дополнительных затрат.
Описанные выше отзывы о фундаментах из покрышек с различной конструкцией взяты из следующих независимых источников в сети:
На многих тематических форумах в интернете также можно встретить обсуждения опытных обывателей, владельцев дачной недвижимости или новичков в строительной отрасли о нюансах, учитываемых при устройстве и эксплуатации различных фундаментов из покрышек. Краткие обзоры данных обсуждений и дискуссий также подробно приводятся далее:
- Покрышки служат отличным демпфером, предотвращают пучение грунта в период оттепели.
- Перед устройством нужно обязательно просчитать несущую способность основания под массой здания с приложенными к нему эксплуатационными нагрузками, что поможет точно решить, допускается ли применение фундаментных конструкций из старых шин для конкретного объекта капитального строительства и грунтовых условий под пятном застройки.
- Из резиновых автомобильных покрышек лучше всего возводить столбчатые фундаменты, так как данные элементы могут играть роль несъёмной опалубки, что существенно снизит материальные и трудовые затраты.
- Далеко не всегда отвечают ожиданиям, вне зависит от плотности забивки шин местным грунтом, могут давать подвижки уже при устройстве арматурного каркаса или заливки вышележащих конструкций капитального сооружения. Это часто требует замены грунта засыпки тощим бетоном.
- Вне зависит от упругой структуры плотной резины покрышек, перед их укладкой рекомендуется просыпать и уплотнять по дну котлована грунт ПГС с мощностью слоя не менее 100 – 150 мм.
- При наличии специальных инженерных знаний и опыта прокладки коммуникаций, автомобильные легковые покрышки, используемые в качестве несущей конструкции, также облегчают процесс создания дренажной системы, что особенно актуально при строительстве объекта на потенциально подтопляемых территориях, либо при высоком УГВ.
Полный текст обсуждений, краткое содержание которых приводится выше, можно найти по следующим интерактивным ссылкам на соответствующие тематические независимые форумы в сети:
Заключение
Фундаменты из покрышек – это практичные, надёжные, универсальные и относительно недорогие несущие конструкции для капитальных сооружений с высотой не более 2 этажей, предназначенные для проживания небольшого количества человек круглый год, либо при наступлении тёплого сезона.
Данные фундаменты могут быть плитными, столбчатыми или ленточными, от чего зависит технология их устройства, выбор основных и расходных материалов, а также нюансы и требования, которые нужно выполнить для достижения ожидаемого результата.