Виды свесов двухскатной крыши и их обустройство

foto84757-0В строительной терминологии свесами называют выступающий за пределы периметра дома элемент крыши, защищающий здание от негативного влияния атмосферных осадков, ветра, УФ- лучей.

Конструкция свесов для двускатной кровли имеет свои особенности, которые учитываются при ее обустройстве и отражаются на выборе подшивочного стройматериала.


Разновидности краёв двускатной кровли

На конструкцию свесов влияет обустройство вентиляции, водосточной системы и общий стиль здания. Свес можно заложить на этапе проектирования крыши, когда за линию периметра дома выводятся горизонтальные перекладины и конек. Получается устойчивая и прочная конструкция. Облегченный вариант тоже возможен при выносе обрешетки.

В домах с мансардной пристройкой рекомендуется делать увеличенную ширину свесов, что станет существенной защитой фасада.

В идеале свесы должны гармонично продолжать крышу. Конструкция зависит от использованного типа кровельного материала, погоды в регионе, выделенного бюджета. Различают следующие виды свесов двускатной кровли:

  • Карнизный заподлицо. Стропильные ноги не выступают за фронтальную границу стен. По краю стропил располагают горизонтально сливную доску. Она защищает от осадков и одновременно является конструктивной частью крепежной системы водостока. Недочетом этого вида свеса является ничтожно малая защита верхних частей стен. Если за пределами нет изначальных выступов стропил, их дотачивают «кобылками».
  • Карнизный закрытого типа. Перекрывает выглядывающие за фронтон концы стропил. Изнутри обычно предусмотрен паз, куда цепляются элементы обшивочного материала. Когда чердак является отдельным помещением, свес оборудуют вентиляционными решетками.
  • Карнизный открытого типа. Наиболее распространен при возведении загородных коттеджей. Представляет собой вынос стропил каркаса кровли за линию стены. Водосточные элементы закрепляют на боковины стропил либо к концевым кромкам.
  • Фронтонный (заподлицо/с выступом стропил). Оба варианта подходят для стандартной двускатной крыши. При выступе свеса за периметр дома потребуется обшить незащищенную часть кровли.

Типы узлов

Типы узлов карнизных свесов:

  • foto84757-1Открытый тип формируется с помощью выступа стропил за пределы фронтона. Водостоки прикрепляются к боковинам или верхним кромкам стропил.
  • Закрытый тип формируется на концах стропил, выходящих за линию фронтона. Обшивочный материал прикрепляется к пазам изнутри.
  • Узел фронтона устраивается заподлицо либо выступает за уровень стен. Общим в таких версиях является то, что обшивают часть кровли, которая ничем не защищена.

Оптимальные размеры

Строительными нормами закреплена минимальная ширина карнизных свесов — 60 см. Данное ограничение относится к крышам без системы водостока. Такой вариант сейчас почти не встречается, ширина больше зависит от архитектуры дома. На практике при использовании асбестоцементного шифера в качестве кровельного стройматериала, длина карниза составляет 25 см.

Стилевое направление шале предполагает увеличенные свесы от 80 см, английская классика стремится к малозаметным свесам. Если говорить о практической стороне вопроса, для надежной защиты стен желательно вывести стропила хотя бы на 50 см от стены. Для брусовых или бревенчатых строений этот параметр лучше удвоить, чтобы свесы смогли эффективно защитить от влаги древесину и межвенцовый уплотнитель.

Увеличенные габариты свеса позволяет обустроить в загородном коттедже уютную затененную террасу или хорошо укрытую от осадков веранду.

Материал для подшивки и особенности монтажа

Для обшивки свесов на строительном рынке предлагается множество стройматериалов. Самые востребованные у застройщиков варианты:

  • Деревянная вагонка. Материал выбирается высокого качества, перед монтажом будущую обшивку выдерживают не менее 30 дней под проветриваемым навесом. Такой технологический прием позволяет добиться повышения влажности древесины до уровня среды.
  • Деревянная доска. Строганая доска относится к экологически безопасным стройматериалам, ценится за естественную вентиляцию. Оптимальная толщина доски в 22 мм, минимальный зазор 10 мм.Обычно используется древесина хвойных пород деревьев. Недостатком материала является вероятность деформации при повышенной влажности, поэтому долговечность такого свеса зависит от качества обработки влагоотталкивающей пропиткой.
  • Алюминиевые щиты с защитным покрытием. Используется лист оптимальной толщиной 0,6 см. Крепление производится защелками. При выборе такого материала важно качество защитного слоя.
  • Оцинкованная сталь. Лист должен иметь толщину 0,6-0,8 мм, высота волны не больше 0,2 см. Допускается применение перфорированных листов. В целях предотвращения образования ржавчины обшивку красят. После подгонки листов до нужного размера, открывшиеся кромки тоже покрывают краской.
  • foto84757-2Поливинилхлоридная вагонка. Бюджетный вариант обшивки. Главным недостатком является быстрая потеря привлекательности под воздействием УФ-лучей и атмосферных осадков.Обязательно предусматривают вентиляционные отверстия, чтобы не пострадало проветривание кровли.
  • Сайдинг. Используют металлический или ПВХ-сайдинг. Виниловый намного долговечнее, но дороже.К минусам относится склонность к образованию ржавчины при недостаточной защите от влаги. Виниловый дешевле, легче монтируется, но не настолько практичный по эксплуатационным характеристикам.
  • Софиты. Отличная замена сайдингу и деревянной вагонке. По конструкции являются аналогом сайдинга, но софиты более стойкие и лучше сопротивляются механическим повреждениям и экологически безвредны.На рынке предлагаются сплошные софиты и с перфорированными отверстиями, которые решают вопрос вентиляции. Они негорючи, их несложно кроить и монтировать. К карнизным или фронтонным свесам достаточно прикрепить по две планки. Софиты плотно фиксируются к планкам и стенам.

Подшивка не даст порывам ветра сорвать листы кровли, закроет от посторонних глаз «начинка» кровельного пирога из слоев гидроизоляции, утеплителя и пароизоляционной пленки.

Подшивка обязательна в ветреных регионах. По большому счету, ее устройство обусловлено не функциональностью, а общей эстетикой.

Способы установки

Общая рабочая схема карнизного свеса:

  1. Стропила подпиливают строго на равном расстоянии от стен, если длины не хватает, дотачивают.
  2. На концах стропил/кобылок прикрепляют обвязочную доску. На неё будут устанавливаться и крепиться водосточные желоба.
  3. Сверху обвязочной доски надежно фиксируют лобовую доску.
  4. Заключительный этап — выпущенные отрезки стропил/кобылок закрывают обрешеткой и облицовывают.

Способ установки фронтонного свеса:

  1. Подравнивают обрешётку, выступающую за периметр дома. Размеры выдерживают в соответствии с дизайном кровли и здания.
  2. К подравненным краям и кромке конька прикрепляют торцевую деревянную доску или стальную балку.
  3. На всю длину карниза свес закрывают отделочным/кровельным стройматериалом.

Вентиляция: как выглядит и для чего обустраивать

Для сохранения микроклимата чердака и сведения к минимуму вероятности деформации стропил необходимо устроить вентиляцию подкровельного пространства.

На свесе монтируют специальные отверстия.  Внешне и конструктивно они имеют следующий вид:

  • foto84757-3самый простой вариант оставить щель между стеной и подшивочным материалом;
  • вмонтированные в подшивку пластмассовые вентиляционные решетки;
  • черепичные плиты с вентиляционными отверстиями, если кровля сделана из черепицы;
  • отверстия, сделанные вручную.

Если кровельный пирог включает утеплительный слой, надо обеспечить открытость вентиляционных отверстий, иначе система работать не будет.

Заключение

Чтобы свесы и вся конструкция крыши были устойчивыми, необходимо ответственно подойти к креплению соединительных элементов стропильной системы. Каждый узел следует обеспечить качественной вентиляцией.

Если не подшить свесы, штормовой ветер может запросто поднять крышу и полностью ее разрушить. Не стоит экономить на обустройстве свесов. Этот важный элемент здания играет важную роль для продления долговечности всего строения, особенно в дождливых и ветреных регионах.

Комментарии
  • Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *