Какие документы нужны для межевания земельного участка
Процедура межевания выполняется кадастровым инженером.
Основное ее предназначение – точное определение границ земельного надела.
Сведения о границах землевладения подлежат фиксации в Росреестре при его постановке на кадастровый учет.
Если границы участка будут изменены, может потребоваться проведение повторной процедуры межевания.
Для осуществления данной операции следует заранее позаботиться о подготовке пакета необходимой документации. Это позволит предотвратить возникновение проблем при ее проведении, а кадастровый инженер сможет выполнить работы по межеванию в кратчайшие сроки.
По результатам работ составляется межевой план. Этот документ необходим при оформлении недвижимости в собственность, для разделения или объединения угодий, а также в случае запроса владельцем объекта сведений о границах его территории. Конечно же, он понадобится и при рассмотрении судебных споров, возникших из-за участка.
Содержание
Нормативные акты
С правилами проведения процедуры межевания и перечнем нужных для этого документов можно ознакомиться, изучив следующие нормативные акты федерального уровня:
- Закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ;
- Закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. №78-ФЗ;
- Земельный кодекс РФ;
- Закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ.
Закон «О государственном земельном кадастре» № 28-ФЗ от 2 января 2000 г., ссылки на который пока нередко можно встретить в Сети, в настоящее время не является действующим. Он не имеет никакой юридической силы, так как был отменен еще в 2008 г.
Отдельные нюансы, не урегулированные федеральным законодательством, могут содержаться в правовых актах регионов РФ и местных законах поселений и иных муниципальных образований.
Какие документы необходимы для уточнения границ
Для проведения уточнения границ владелец участка должен будет предварительно подготовить все необходимые документы. Приведем их примерный список.
Паспорт
Он необходим для того, чтобы можно было подтвердить личность хозяина угодья.
Если от имени землевладельца действует его доверенное лицо, представляющее интересы собственника, то понадобится паспорт представителя.
В такой ситуации нужен еще и документ, подтверждающий его полномочия.
Им является доверенность, подписанная владельцем недвижимости и заверенная нотариусом.
Помимо оригиналов, могут потребоваться также копии паспортов и доверенности.
Подтверждение права собственности
Правоустанавливающие документы позволяют убедиться в том, что гражданин, заказывающий проведение межевания, действительно является собственником участка.
В соответствии с нормами российского законодательства к ним относятся:
- договор купли-продажи земельного участка (ЗУ). Он понадобится, если земля была куплена у другого лица;
- договор дарения ЗУ (если владелец угодья получил его в дар от родственника или любого другого лица);
- свидетельство, подтверждающее факт принятия наследства (в случае, когда гражданин стал хозяином землевладения в результате получения наследства);
- если участок был получен в пользование от местных органов власти, необходимо предъявить постановление администрации о предоставлении заявителю ЗУ;
- свидетельство о регистрации прав на объект недвижимости (оно выдается в Росреестре при оформлении права собственности на участок).
Какой именно документ о праве собственности понадобится, зависит от способа приобретения земельного надела (за исключением свидетельства о госрегистрации прав на землю, оно нужно во всех случаях).
Выкопировка на землю
Выкопировка представляет собой копию части генерального плана поселения, на которой изображается территория подлежащего межеванию участка и соседних земель, непосредственно к нему прилегающих. По сути это подробный план земельного угодья.
Выкопировка может быть выполнена в цвете или представлять собой черно-белое изображение.
На ней обязательно должны присутствовать:
- условные обозначения;
- масштаб, в котором выполнен план;
- фамилия и инициалы составителя, его подпись;
- дата изготовления документа.
Для получения данного документа следует обратиться в архитектурный отдел муниципального образования, на территории которого располагается земельный участок. Заверить его можно также в местной администрации.
В настоящее время его можно заказать в МФЦ по месту проживания. Готовый документ будет получен в течение 3 суток со дня подачи заявки. Его фото-образец показан на приведенном ниже рисунке.
Кадастровый паспорт
В нем содержится вся информация об участке, включенная в Государственный кадастр недвижимости. Раньше кадастровый паспорт можно было получить в отделении Росреестра по месту жительства или в МФЦ. Сейчас такой документ уже не выдается, поскольку с 1 января 2017 г. он был упразднен.
Теперь вместо него оформляется выписка из ЕГРН.
Подавать заявку на ее изготовление следует в тех же учреждениях, где прежде можно было оформить кадастровый паспорт.
Выписка из ЕГРН состоит из нескольких страниц.
В нее включаются следующие сведения:
- данные о физических характеристиках ЗУ: его площадь, категория земель, координаты;
- графический план угодья;
- кадастровый номер объекта и дата его присвоения;
- кадастровая стоимость участка;
- ФИО собственников либо иных лиц, обладающих правами пользования объектом недвижимости;
- информация о документах, на основании которых участок был приобретен;
- дата регистрации прав на землевладение;
- ограничения или обременения по данному ЗУ (например, залог или аренда).
С образцом выписки можно ознакомиться, перейдя по ссылке.
Владельцы земельных участков, оформившие на них кадастровые паспорта до 2017 г., могут по-прежнему в случае необходимости воспользоваться этими документами. Их действие остается в силе, если с объектами недвижимости или документами на них не произошло юридически значимых изменений.
Кадастровый план территории
Кадастровый план — это чертеж всей территории кадастрового квартала, на территории которого располагается землевладение. Получить его можно также в Росреестре.
Теперь его можно заказать не только в виде отдельного документа. Есть возможность также запросить расширенную выписку из ЕГРН. В нее, помимо всего прочего, будет включен и этот план. Далее показан его образец.
Как правильно заполнить заявление
Чтобы заказать проведение работ по межеванию, необходимо написать соответствующее заявление.
Форма этого заявления законом никак не регламентируется. Его текст можно набрать с помощью текстового редактора на компьютере или написать от руки.
В нем должна присутствовать информация, необходимая и достаточная для правильного понимания его сущности. Исправлений, зачеркиваний, ошибок, описок и опечаток быть не должно.
В заявлении необходимо указать:
- Наименование муниципального органа, которому оно адресуется.
- Сведения о гражданине, подающем заявку на проведение межевания:
- Ф.И.О.;
- его паспортные данные (серия и номер гражданского паспорта, дата и место его получения);
- адрес, по которому этот гражданин проживает.
Пример. В комитет по землеустройству Коломенского района Московской обл. от Никифорова Николая Петровича, проживающего по адресу: г. Коломна, ул. Суворова, д. 100, кв. 100. Паспортные данные: серия 2255, №123456, выдан ОВД г. Коломна 02.12.1998 г.
- На следующем этапе делается отступ вниз и в середине строки пишется слово «Заявление».
- Далее необходимо максимально четко и точно сформулировать просьбу, для выполнения которой и пишется данное заявление. В его содержательной части обязательно следует указать ключевые характеристики участка:
- его точные координаты;
- площадь надела;
- наименование документа, определяющего права гражданина на землю;
- указать, какими правами обладает на него заявитель (нахождение ЗУ в собственности, владении, пользовании).
Пример. Прошу провести межевание участка, расположенного по адресу: Московская обл., Коломенский р-н, д. Семёновское. Кадастровый номер: 43:16:0027371:000. Свидетельство о праве собственности: ММ-74 № 792027.
- Следует сделать запись, что заявитель дает согласие на оплату денежных расходов, связанных с проведением межевых работ.
- Заявление должно быть заверено подписью его составителя. Также в нем указывается дата его написания.
Для скачивания бланка заявления можно перейти по ссылке.
Особенности составления и образец доверенности
Если владелец земельного участка поручил подать заявление на межевание своему представителю, то он должен оформить на него доверенность и заверить ее в нотариальной конторе.
В доверенности обязательно следует указать следующие сведения:
- дату ее составления (без нее любая доверенность является ничтожной);
- Ф.И.О., дату рождения и паспортные данные хозяина угодья (серия и номер паспорта, где и когда он был получен);
- Ф.И.О. и паспортные данные лица, представляющего интересы владельца участка;
- должна присутствовать фраза, подтверждающая наделение представителя полномочиями по совершению действий от имени доверителя и представлению его интересов в учреждениях конкретного поселения;
- в каких пределах представитель наделяется делегированными ему полномочиями (можно привести исчерпывающий перечень конкретных полномочий, определенных доверителем);
Также в доверенности должны быть указаны:
- точное местоположение участка земли, для которого требуется выполнить межевые работы;
- желательно указать, на какой срок выдается доверенность (в соответствии с положениями ст. 186 ГК РФ срок можно и не указывать вовсе, тогда доверенность считается действительной в течение 1 года с момента начала ее действия);
- подпись доверителя.
Скачать образец можно по ссылке.
Что входит в акт о согласовании
Во время проведения процедуры межевания в соответствии с законом требуется уведомить всех заинтересованных лиц об установлении границ земельного участка.
Такими лицами обычно являются соседи по участку, земли которых непосредственно к нему прилегают. От них требуется получить согласие на определение границ.
Для этого составляется отдельный документ – акт о согласовании, в него входит исчерпывающая информация о границах землевладения. Факт подписания этого акта соседями по земельному угодью означает, что они никаких претензий, связанных с границами земельного участка, не имеют.
Заполняется этот акт кадастровым инженером. Подать заявку на его оформление можно в местном подразделении Росреестра.
Данный документ состоит из следующих реквизитов:
- наименование акта;
- местонахождение подлежащего межеванию ЗУ;
- информация об основных характеристиках участка, касающихся его территории (площадь, сведения о границах);
- кадастровый номер земельного надела;
- кадастровые номера соседних землевладений, вплотную прилегающих к участку;
- Ф.И.О. гражданина, которому принадлежит объект недвижимости;
- если от имени правообладателя выступает его представитель, следует указать его Ф.И.О. и номер доверенности;
- в каком порядке была проведена процедура согласования (индивидуально или на общем собрании);
- если у кого-либо из заинтересованных лиц имеются возражения, они также должны отображаться в акте;
- подпись и печать кадастрового инженера, составившего документ;
- подписи всех лиц, заинтересованных в итогах определения границ надела.
В случае надлежащего уведомления владельцев соседних участков о составлении акта о согласовании документ считается принятым, даже если они откажутся его подписывать (при наличии возражений в акте делается соответствующая запись, заверенная подписью несогласного лица).
Приведем пример готового акта о согласовании.
Заключение
Целью проведения межевания является точное обозначение границ землевладения. Для того, чтобы заказать выполнение данной процедуры, необходимо грамотно составить заявление на межевание ЗУ и приложить к нему пакет необходимых документов.
К числу таких бумаг относятся: гражданский паспорт правообладателя, документы, подтверждающие права владельца на земельный участок, выкопировка, выписка из ЕГРН, кадастровый план территории. Когда за гражданина действует его представитель, понадобится также и составленная на его имя доверенность.
Рассмотренный в данной статье перечень документов не является строго определенным, его следует считать приблизительным. В зависимости от конкретной ситуации он может заметно изменяться.
В процессе подготовки необходимых бумаг также следует принимать во внимание требования нормативных актов, действующих в регионах и муниципалитетах, на территории которых расположено угодье.
По итогам проведения межевых работ кадастровый инженер составляет акт о согласовании, в котором четко определены границы землевладения. Этот акт предъявляется для подписания лицам, заинтересованным в результатах определения и последующего документирования границ участка (обычно это владельцы соседних наделов).