Какие бывают виды крыши для гаража и какую лучше сделать?
Планируя постройку гаража, нужно особенное внимание уделить подбору хорошей конструкции крыши и материалов для нее. Прочное сооружение простоит не один десяток лет, радуя владельца.
Чтобы сделать это реальностью, стоит разобраться, какие виды конструкций крыш существуют, что лучше подойдет для участка, как уложиться в бюджет, выбрав качественные и недорогие материалы.
Содержание
Разновидности гаражных кровель
Для гаража используется 3 типа конструкции крыш в зависимости от количества плоскостей для кровли. Скатные виды: односкатная, двухскатная и четырехскатная. А также плоские конструкции. Каждая из них имеет свои особенности.
Уклон кровли типовой крыши может быть от 1° до 60°. Зависит это от снеговой нагрузки и вида кровли.
В регионах РФ с малым количеством осадков уклон скатной крыши можно делать в пределах 25°— 45°. При больших снеговых нагрузках в зимнее время делают более крутую кровлю с 45°— 60° уклона.
Односкатная
Представляет собой конструкцию, состоящую из стропильной системы и кровли, имеющей одну наклонную плоскость. Две противоположные стены крыши одна меньше другой.
Установка такой системы ведется в двух вариантах: с чердаком и без него.
- Чердачный тип предполагает маленькое пространство. Здесь нельзя обустроить мансарду или что-то еще.
- Вариант без чердака конструируется редко. Представляет собой открытую систему без потолка. Стропила и балки здесь видны из гаража.
Уклон кровли здесь может быть от 10° до 15°. Сход снега здесь затруднен, поэтому потребуется регулярно чистить крышу. Скос такой крыши располагается с подветренной стороны. Желательно, чтобы нижняя сторона гаража выходила не на соседний участок.
Двускатная
Достаточно распространенный вариант. Основан на создании стропильной системы с фермой и прогонами. По виду напоминает равнобедренный треугольник, в котором нижние границы скатов опираются на сены, а верхние сходятся на коньке.
Ферма — несущая конструкция крыши. Создается в зависимости от пролета, угла наклона кровли, веса материалов. Тип конструкции зависит от количества составных элементов, их расположения. При ширине пролета > 14 м стропила делают висячими с двумя точками опоры – на стены и в зоне конькового прогона, и одной горизонтальной стяжкой. Система может усиливаться подкосами или бабками, но при пролете менее 6 м в них нет смысла.
Если в гараже предполагаются несущие перегородки (из-за большой площади), то стропила делают наслонными, т.е. устраивают вертикальные подпорки между стропилинами и перегородкой. На практике такое практически не встречается.
Двухскатная система имеет уклон кровли от 30° до 60°. Она способствует более эффективному сходу снега с конструкции, чем односкатный вариант.
Четырехскатная
Строятся редко из-за сложности конструкции и больших расходов на сооружение. Представляют собой стропильную систему с кровлей, состоящей из четырех скатов. Такая кровля может быть использована на квадратных или прямоугольных строениях большой площади. Например, если требуется хранение 2 авто.
Вальмовая крыша представляет собой 4 ската, сходящиеся в продольном коньке на верхушке кровли.
Два фронтальных ската образуют треугольники, которые и именуются вальмами. Опирается кровля на горизонтальные лежни, стойки, стропильные ноги и сам коньковый прогон.
Шатровая кровля возводится в форме шатра из 4-х и более скатов. Все скаты сходятся в одной верхней точке. Опирается такая кровля на мауэрлат – квадратную основу, на которую монтируются накосные и центральные стропила и нарожники. Вся система соединяется в коньковом узле на вершине постройки.
Плоская
Все плоские крыши подразделяются в зависимости от типа кровельного пирога: классические монолитные крыши, кровли из профнастила и инверсионные покрытия. Все они делятся на неэксплуатируемые и эксплуатируемые в зависимости от несущей способности основания.
Для гаража монолитные крышные конструкции считаются классикой. Они относятся к категории мягких кровель. Кровельный пирог такой крыши состоит из следующих слоев, расположенных снизу вверх:
- Основание – ж/б плита для устройства перекрытий.
- Сверху монтируется пленочная пароизоляция.
- Далее — слой теплоизолирующего материала (при его использовании).
- На утеплитель настилается кровельная гидроизоляция, обычно битумный рулонный материал.
Если кровля предполагается эксплуатируемой, далее устраивается бетонная армированная стяжка. В качестве арматуры выступает металлическая сетка. После этого может быть уложен слой гидроизоляции и покрытие из плитки.
Существует подтип монолитной плоской крыши, где используются металлические балки двутаврового сечения высотой 120-150 мм. На нижние полки таких балок укладывается сплошная обрешетка из досок 2,5 см, которые покрываются рубероидом.
После укладывается армосетка на расстоянии 30-50 мм от рубероида. Пространство между балками заливается бетонным раствором. Когда он схватится, устраивается обычная мягкая рулонная кровля.
Часто плоские гаражные кровли делаются из профлиста. Такой вариант возможен только для неэксплуатируемой кровли. Устройство пирога в этом случае отличается от описанной выше лишь тем, что требуется дополнительный слой теплоизоляции.
Устройство инверсионной крыши отличается от рассмотренных выше вариантов с точностью до наоборот. В сечении такой пирог имеет следующие слои:
- Основание — плоская бетонная плита.
- Сверху гидроизоляционный кровельный ковер.
- Далее плитный жесткий теплоизолирующий материал.
- Затем дренажный слой и армируемое покрытие.
- После укладывается геотекстиль.
- Завершающий слой — любой подходящий материал (плитка, слой с травой).
Сравнительная характеристика конструкций
В таблице можно посмотреть плюсы и минусы конструкций, которые планируется построить.
Вид крыши | Преимущества | Недостатки |
Односкатная |
|
|
Двускатная |
|
|
Вальмовая |
|
|
Плоская |
|
|
Лучшей крышей для небольшого гаража без обустройства мансардного помещения является односкатная система. Это недорогая и простая в установке конструкция. При постройке нужно учесть ветровую нагрузку. Если она сильная, крышу обустраивают пологой.
При наличии большого количества осадков в зимнее время — требуется более крутая конструкция, лучше, если это будет двухскатная система.
Для двух машин и отдельно стоящего гаража хорошим вариантом станет двускатная система. Обустройство такой крыши станет недорогим и эффективным решением, которое удачно впишется в любой дизайн участка. Вальмовый вариант стоит выбирать, только если дизайн дома и других построек выполнен в таком же стиле и постройка гаража не должна нарушить целостность экстерьера.
Варианты кровельных материалов
Какой материал наилучший для кровли? Ответ на вопрос зависит от предпочтений хозяина, финансовых ограничений бюджета и дизайна участка. Наиболее распространенные варианты кровли:
- Металлочерепица или профнастил. Материал на основе оцинкованной или обработанной иным способом стали.
Листы покрываются антикоррозийной защитой. Могут быть просто покрашены в любой цвет.
- Композитная черепица. Металлический лист с напылением из каменной крошки и алюмоцинка с дополнительной эпоксидной защитой. Отличается бесшумностью, хорошей прочностью. Небольшой вес по сравнению с натуральной черепицей.
- Шифер. Материал на основе асбеста и цемента. Отличается хрупкостью и большим весом. Разрушается через 20 и более лет, так как под воздействием погодных факторов теряет свою прочность.
- Ондулин. Представляет собой целлюлозу с добавлением битума, минеральных веществ. Отличается большой влагоустойчивостью.
- Рубероид. Материал, состоящий из битума и добавок. На рынке встречаются аналоги из картона или стеклохолста с битумной крошкой, например, рубемаст, гидроизол, стеклоизол, бикрост. Обладают схожими характеристиками с рубероидом,
- Гибкая черепица. Представляет собой стеклохолст смешанный с обогащенным кислородом битумом. Такой материал обладает лучшими свойствами по сравнению с рубероидом. Выдерживает высокие и низкие температуры, жаркие солнечные лучи.
Преимущества и недостатки отражены в таблице:
Материал | Преимущества | Недостатки |
Металлочерепица или профнастил |
|
|
Ондулин |
|
|
Шифер |
|
|
Композитная черепица |
|
|
Рубероид |
|
|
Гибкая черепица |
|
|
Наилучшим бюджетным вариантом кровли является профнастил. Он легко укладывается, устойчив к воздействию высоких температур, весит немного.
Если хочется обустроить гараж с мансардным помещением, стоит обратить внимание на композитную черепицу. Этот материал удобен в эксплуатации и очень долго служит.
Что в итоге выбрать?
Перед тем, как строиться, владелец участка должен выбрать:
- Место строительства. Будет он находиться на углу, в виде пристройки к дому или — служить в качестве отдельно стоящего помещения. В первом случае — часто выбирают односкатный вариант крыши. Во втором — все зависит от дизайна участка и финансовых возможностей.
- Количество машин, которые планируется ставить: 2 авто или одно. Ширина строения и тип кровли от этого сильно зависят. Для гаража, рассчитанного на 2 машины, обычно подбирают двускатный или вальмовый вариант.
- Уровень ветровой и снеговой нагрузки. Для разных регионов существуют свои требования к устойчивости конструкции и материалам.
- Финансовые возможности. При ограниченном бюджете выгоднее строить односкатную конструкцию.
- Необходимость в технических помещениях. Если гараж планируется использовать как мастерскую или склад, это тоже стоит учитывать и подбирать размер под эти потребности.
Правила выбора кровли под тип крыши:
- Односкатная система. Здесь можно подобрать гибкую черепицу, рубероид, металлопрофиль. Так как угол наклона кровли для гаража обычно составляет меньше 15°, не рекомендуется укладывать шифер или ондулин. Под снегом они могут не выдержать нагрузки.
- Двухскатный вариант. Удобен для любого вида кровли, кроме гибкой черепицы и рубероида. Часто последний — применяется для теплоизоляции и гидроизоляции. Для этой крыши подойдет профильный лист, металлочерепица, ондулин. Наилучший выбор для двухскатной системы — металлопрофиль.
- Вальмовая конструкция. Правила выбора здесь аналогичные, что и в предыдущем варианте. Если вальмовая система является еще и мансардной крышей, наилучшим решением станет — металлочерепица или профлист.
Заключение
Крыша гаража — важная часть общей конструкции. При ее выборе нужно учесть два фактора: погодный и финансовый. Для мест с большими ветрами подойдет конструкция односкатного типа с очень низким уклоном. Для региона с обильными снеговыми осадками лучшим вариантом станет двускатная система с крутым уклоном.
Выбирая конструкцию, стоит подумать и о материале кровли. Наиболее бюджетный вариант, но очень шумный — профнастил. Если хочется тихий бюджетный способ обустройства кровли, то лучше ондулина ничего не найти. В случае, если планируется сделать очень качественный гараж с мансардным помещением, можно подобрать композитную черепицу.