Просто о сложном: как сделать двухскатную крышу на гараже своими руками?
При выборе крыши для гаража владельцы чаще всего останавливаются на одно- или двускатных конструкциях, оптимальных в плане бюджета и простоты.
Двускатные крыши при этом чаще укладываются на отдельных постройках и имеют ряд преимуществ в сравнении с остальными вариантами.
Содержание
Критерии выбора, плюсы и минусы
Крыша на гараж выбирается с учетом условий эксплуатации и соображений бюджета, дизайна и удобства. Двускатное исполнение в этом плане ценится за:
- Возможность более рационального использования подкровельного пространства.
- Хорошие герметичные и отводящие свойства. Организовать крутой уклон при таком исполнении довольно просто, двускатные крыши практически не задерживают осадки и снег на поверхностях.
- Сравнительно простую технологию строительства и экономию сметы при выполнении работ своими силами.
- Сокращение расходов на обогрев гаража в зимнее время за счет хорошей энергоэффективности.
- Придание гаражу вида самостоятельной постройки.
Минусы проявляются в усложнении расчета и более высоком расходе материалов в сравнении с односкатными гаражными постройками (но меньшем чем у крыш с большим числом скатов).
Особых эксплуатационных недостатков конструкция не имеет, но при ее заложении ужесточаются требования к основанию и самим конструкциям крыши.
Устройство и конструкция
Внешне такая крыша напоминает простой равнобедренный треугольник – нижние края скатов опираются на стенки гаража, верхние – сходятся в коньковой зоне, по центру постройки.
Из-за соображений удобства и эстетичности фронтоны в таких постройках размещаются на стене с воротами и противоположной стороне.
В большинстве проектов крыша гаража выполняется холодной и не остекляется, но ее подкровельное пространство в любом случае вентилируется. При выборе покрытия предпочтение отдается металлической кровле или аналогичным бюджетным и не возгораемым материалам.
Конструкция стропильного каркаса зависит от размеров гаража. При ширине пролета менее 14 м (стандартный вариант постройки) стропила рекомендуется крепить висячим способом с двумя точками упора – на стены и в зоне конька и одной горизонтальной стяжкой (в случае гаража достаточно приподнятой). Конструкция может усиливаться бабками или подкосами, но при пролете менее 6 м в них нет необходимости.
При наличии в гараже внутренних несущих перегородок и большой площади постройки стропила крепят наслонным способом и усиливают вертикальными подпорками. Но в частном строительстве такое исполнение встречается редко, в том числе – из-за необходимости перераспределения распорных нагрузок и усложнения расчета.
Особенности проектирования и расчеты
Цель расчета состоит в определении трех основных параметров – уклона скатов, их площади и высоты двускатной крыши. Исходными данными служат размеры гаража, условия эксплуатации (а именно – снеговые и ветровые нагрузки в регионе) и параметры выбранного покрытия. Последнее в свою очередь подбирается исходя из бюджета и несущих способностей стен и фундамента гаража.
В ходе расчета первым определяется уклон крыши. В случае гаражной постройки с небольшой или средней площадью оптимальный диапазон варьируется в пределах 20-30°, при укладке металлической или композитной черепицы уклон рекомендуют поднять до 35°.
Этого значения достаточно для быстрого и безопасного отвода осадков и самостоятельного схода небольших объемов снега. Но в регионах с повышенными снеговыми нагрузками крутизну скатов гаражной крыши приходится увеличивать до 40-45°.
Полученное значение используется для расчета высоты конька по формуле:
H=0,5•b•tg а — половина длины пролета гаража умножается на тангенс угла уклона.
Полученная высота крыши гаража редко превышает 1,5 м, что положительно сказывается на смете и упрощает монтаж каркаса.
Эта же величина используется для расчета длины стропил:
L=H/sinа + 0,3-0,5 м.
30-50 см добавляются к расчетной длине стропил с целью обустройства правильного карниза и защиты стен гаража от осадков.
Площадь одного ската находится по простой формуле:
S=L•D, где D – длина протяженной стороны гаража с учетом выноса крыши на фронтонном карнизе.
Последний варьируется в пределах 20-30 см, при рекомендуемом минимуме в 5-10 см.
Общая площадь крыши находится как:
Sk=S•2.
Полученные геометрические параметры используются при расчете стропильного каркаса (в идеале – после проверки с помощью строительного калькулятора) и веса пирога. Нагрузку на 1 м2 от кровельного покрытия (и ее изменение при разных уклонах скатов) как правило указывает производитель. Величина снеговых и ветровых нагрузок берется из климатических таблиц и суммируется с весом кровли.
Расстояние между стропилами
Основные сложности возникают при составлении схемы каркаса. Сечение и шаг стропил подбираются с учетом размеров гаража и весовых нагрузок.
Алгоритм расчета точного количества включает такие шаги как:
- уточнение длины ската;
- деление данного значения на оптимальный или минимально допустимый шаг стропил (определяется из таблиц по весовой нагрузке и типу кровли);
- добавление к результату 1 и округление в большую сторону;
- уточнение реального шага стропил и расчет материалов.
Оптимальный шаг стропил и рекомендуемое сечение пиломатериалов с учетом типа кровли приведены в таблице ниже:
Кровельное покрытие | Рекомендуемый шаг стропил, см | Частота обрешетки, см | Ограничения, доп.условия |
Шифер | 80 | 50-60 | При уменьшении уклона частоту обрешетки сокращают до 45 см. На малоуклонных крышах материал шифер укладывать не рекомендуется |
Металлочерепица | 60-90 при сечении ног не менее 50х150мм | Зависит от типа профиля и указывается производителем | Расстояние между первой и второй планками обрешетки отличается от основного шага и рассчитывается отдельно |
Профнастил | 20-50 для марок малой жесткости, 60-100 высокой | При увеличении веса листа рекомендуется увеличить сечение планок обрешетки и наоборот. | |
Мягкая кровля | 60-150 | Сплошной настил | Подкладочный гидроизоляционный ковер настилается поверх обрешетки |
Ондулин | 60-100 при сечении стропил 50*200 | 40-50 при уклоне более 15° | На малоуклонных скатах обрешетка выполняется сплошной |
Фальц | 60-90 | 20-40 |
Несложно проследить параллель с зависимостью между типом обрешетки и уклоном скатов. Рекомендуемый для гаража диапазон в 20-30 ° не сокращают из-за соображений экономии: высота крыши у таких построек все равно будет небольшой, а разряженная обрешетка в сравнении со сплошной обходится дешевле и лучше продувается.
В целом, из-за второстепенного назначения постройки владельцы могут выбирать любой удобный шаг в пределах 60-140 см. В пирогах с утепляющими прослойками этот параметр подбирается с учетом размера плит утеплителя при оптимальном диапазоне в 60-100 см.
Как построить: пошаговая инструкция
При самостоятельном строительстве пошагово:
- выполняется подготовка основания и материалов;
- стены гаража, удерживающие крышу, укрепляются мауэрлатом;
- выполняется сборка каркаса, настил гидроизоляции и набивка обрешетки;
- крыша закрывается наружным покрытием.
Особое внимание уделяется подготовке пиломатериалов – брус и доски хорошо просушиваются и проходят обязательную обработку антисептиками и антипиренами.
Мауэрлат
Стены гаража чаще всего закладываются из блоков или каркасных конструкций и нуждаются в укладке разгрузочного пояса перед креплением мауэрлата. Но при уверенности в прочности блоков и устойчивости фундамента этот этап иногда пропускается и стены просто обвязываются опорным брусом.
Крепления под мауэрлат закладываются заранее, при укладке верхних участков стен, отделяемых от бруса гидроизоляционной отсечкой из 2 слоев рулонной или обмазочной гидроизоляции. После посадки и проверки уровня мауэрлат фиксируется проволокой или шайбами.
Стропильная система
С целью упрощения работ стропильные пары рекомендуется собирать внизу и закреплять на мауэрлате, начиная с крайних фронтонных (соот. вынос предусматривается заранее). При этом конструкции могут укрепляться затяжками в нижней части (рекомендуется при больших пролетах) или верхней (идеальный вариант при планировании заложения длинного карниза и малой ширине гаража).
Коньковый брус закладывается не во всех системах, в ряде случаях он заменяется двумя досками или отсутствует. Для крепления элементов используются гвозди, металлические пластины и саморезы.
Обрешетка
После проверки ровности и прочности каркаса поверх стропил с нахлестом настилается рулонная гидроизоляция и набивается обрешетка, начиная с нижней части ската. При уклоне скатов более 15° и хороших самонесущих способностях кровли обрешетка делается разряженной. Под мягкой черепицей или рулонной кровлей закладывается сплошной настил.
Кровля
Работы завершаются монтажом покрытия, обустройством и герметизацией коньковой зоны и карнизов, креплением водосточных желобов (при наличии) и зашивкой фронтонов.
При отсутствии возможности заложения фронтона из блоков (идеальное, но дорогостоящее решение) боковые участки закрываются листовыми материалами.
Фиксацию кровли выполняют с учетом требований производителей, все стыки и точки крепления герметизируются.
Односкатная или двускатная — какая лучше?
Двускатная конструкция крыши не считается универсальной и оптимальной, многие застройщики предпочитают закрывать гараж одним скатом и экономить при этом смету и время. Результаты сравнения сильных и слабых сторон одно- и двускатных крыш приведены в таблице:
Параметры конструкции | Тип крыши гаража | |
Односкатная | Двускатная | |
Сроки строительства | Сопоставимы | |
Сложность проекта и расчета | Простейшее исполнение | Расчет более сложный, но не требует специальных навыков |
Стоимость строительства | Минимальная | Смета возрастает на 20-30% |
Устойчивость к нагрузкам | Высокая к ветровым, нуждается в усилении или ручном сбросе снега при малом уклоне ската | Высокая, с поверхностей быстрее сходит снег |
Прочность | Средняя, из-за увеличения размеров пролета ската | Высокая |
Использование в качестве пристройки | + | — |
Возможность использования внутреннего пространства | — | + |
Заключение
Стоит отметить, что оба варианта используются при заложении на отдельных постройках, но для перекрытия пристроенных гаражей лучше подходит односкатное исполнение. Двускатные крыши считаются чуть более сложными и дорогими, но выиграют в надежности и рациональности. Единого мнения о лучшем дизайне и совместимости типа крыши и постройки нет, окончательное решение принимает владелец.