Плиты перекрытия и бетонная стяжка для крыши гаража — что выбрать и как выполнить?
Самой долговечной и практичной для гаражей специалисты считают бетонную кровлю. Сделанная из монолита или ЖБ-плит, она прослужит владельцам многие десятилетия.
Чаще всего ее делают плоской, с малым углом, предназначенным для отвода осадков или односкатной, хотя допускаются и более сложные конструкционные варианты.
Как выполнить монтажные работы, чтобы сделать прочную бетонную гаражную кровлю, какие для этого нужны инструменты + оборудование, что включает монтаж, подготовительные работы, знание разных строительных нюансов, узнайте из данного материала.
Содержание
Виды бетонных гаражных кровель
Для создания поверхности крыши владельцам гаража специалисты рекомендуют горизонтальный либо односкатный вариант. Крышу с двумя скатами делают реже, и только на новых постройках, из-за более тяжелого удельного веса, чем у плоских и односкатных типов, а также: сложности расчетов, проблем с однородностью, скатки бетона при заливке вниз и трудоемкости процесса.
Гаражную крышу из бетона делают монолитной, а также из плит.
- Первую заливают по армированным прутьям и сетке подготовленным цементно-песчаным раствором с включенными полимерами и сыпучими веществами. Процесс напоминает заливку стяжки пола.
- Вторую – путем укладки ЖБ-плит с помощью специальной погрузочной техники, после чего их укрепляют сваркой по периметру и краям, и заделывают стыки.
Для обоих вариантов пирог кровли может состоять из слоев, как на изображении ниже:
Бетонная основа занимает важную часть в кровельном пироге, по которой происходит дальнейшее обустройство гаражной крыши. Большинство строительных специалистов придерживаются мнения, что стоит избегать возведения замысловатых кровельных гаражных конструкций – они должны быть простыми и прочными, защищающими помещение от воды, ветра, грызунов, насекомых и проникновения посторонних лиц.
Плоская кровля – самая удобная для заливки бетона и формирования монолитной основы. Односкатная – обладает всеми основными свойствами двускатных типов крыш, при этом требует меньше затрат и быстрее формируется + имеет небольшой угол уклона, отводящего воду.
Бетонная кровля имеет много преимуществ – долговечность, огнестойкость, прочность, защиту от внешних механических и атмосферных факторов, возможность обустройства своими руками, без привлечения спецтехники.
Стяжка
Заливать верх гаража бетонным раствором можно под любой тип кровли, в том числе рулонный. Стяжка целесообразна в тех случаях, когда владелец планирует пользоваться помещением более 15-20 лет. Самостоятельное выполнение работ требует строительных навыков и специального инструмента.
Стяжка имеет более легкий вес, в сравнении с заводскими ЖБ-плитами, и больше всего подходит горизонтальным крышам. Для наложения раствора на поверхность и доставки его к месту работы используют разные устройства. Некоторые из них можно взять в аренду, например, специальное оборудование (бетононасос, бетономешалку, виброукладчик).
Бетонная стяжка гаражной кровли возможна только тогда, когда владелец на 100% уверен в надежности фундаментной основы и стен постройки. Больше всего заливка подойдет кирпичному гаражу, с ленточным или плитным фундаментом.
Плиты перекрытия
Использование готовых ЖБ-плит для формирования основы гаражной крыши имеет ряд преимуществ. Процесс проходит намного быстрее, так как не нужно ожидать схватывания и ожидания набора прочности бетоном. Покрытие будет прочным и плотным. Единственный минус – для укладки нужно будет нанимать профессиональный погрузчик, что потребует дополнительных затрат.
Для укладки плит также, как и для стяжки, имеют значение несущая способность стен и фундаментной основы гаража.
Предварительно нужно сделать расчеты с учетом эксплуатационных лет постройки. Плитная кровля не подойдет для старых построек с мелко заглубленным или ленточным фундаментом.
Для обустройства гаражей подходят ЖБ-плиты из прочных марок бетона, не менее М400.
Как сделать из плит?
Для формирования кровли приобретают ЖБ-плиты пустотного или ребристого типов, сделанные в заводских условиях. Для односкатного и двускатного типов делают прочный каркас из металла, а для плоской кровли он не требуется.
Крепление к каркасу осуществляется с помощью специального анкерного крепежа и сварки стыков по периметру плиты и армированного пояса, а также использования заливки песчано-цементного раствора и обязательной заделки стыков.
Этапы формирования плитной ЖБ-кровли следующие:
- Укладка подготовленных плит.
- Затирка щелей кладочным раствором.
- Уборка монтажных колец, в том числе, сваркой.
- Ожидание высыхания и схватывания.
- Выстилка плит рубероидом (мембраной) в несколько слоев, внахлест, для создания пароизоляции.
- Монтаж утеплителя (пенополистирол, минеральная вата).
- Укладка нового гидроизоляционного слоя, для защиты теплоизолятора.
Затем проводится окончательная отделка поверхности любым кровельным материалом (мягким или металлочерепицей, шифером, профлистом и т.д.).
Метод заливки своими руками
Работы по выполнению стяжки выполняются в следующей последовательности:
- По линии горизонта будущего потолочного перекрытия прибивают крупный деревянный брус.
- Пространство потолка зашивают встык плотными досками 50 мм. Снизу ставят вертикальные опоры.
- Полученную поверхность закрывают полиэтиленовой пленкой или пенополистирольными плитами.
- Затем делают армирующий каркас с металлической катанкой (стержнями), без признаков коррозии.
- Одновременно готовят бетонный раствор. Выполняют заливку, вибрацию и разравнивание поверхности гладилками.
- Оставляют бетон застывать и набираться крепости. Схватывание состава происходит в течение 2-х часов, а набор прочности к 7-21 дню. За это время потребуется несколько раз увлажнять упрочняющуюся поверхность водой.
- После окончательного высыхания, формируют уклон для стока осадков. По сухой поверхности укладывают кровельное покрытие – лучшим вариантом для гаража считается выбор в пользу наплавляемого мягкого рулонного материала с гидроизолирующими свойствами (например, Технониколя).
Для заливки используют бетон марки, не ниже М400Д20. Готовят раствор в бетономешалке. Можно воспользоваться также бетононасосом.
Нюансы подготовки к работе
Для начала нужно подготовить необходимый инструмиент и оборудование. Для создания гаражной кровли из бетона мастеру понадобятся:
- Портландцемент М400 + пластификаторы (специальные или технический клей ПВА), известь.
- Гравийная смесь небольших размеров или керамзит.
- Мелкофракционный или среднефракционный карьерный песок.
- Проточная вода + емкости для раствора.
- Бетономешалка, ведра, лопаты, ветошь.
- Элементы опалубки (металлические или деревянные) вместе с нужным крепежом.
- Арматурные стержни, диаметром 8-12 мм + вязальная проволока.
- Глубинный вибратор + правило.
- Щуп из металла, шуруповерт.
- Гидроизоляция – рулонный рубероид.
- Лазерный уровень.
- Деревянный брус + доски 50 мм для потолочной основы, или профлисты.
- Вертикальные опоры для создания монолитной основы.
В процессе работ пригодятся также уплотнитель бетонной массы (специальный электрический инструмент, либо деревянный брус с ручкой), а также стальной прут, которым можно будет удалять пузыри воздуха, образующиеся в бетонной смеси.
Для ускорения процесса работы лучше использовать профессиональное оборудование, подающее раствор к месту назначения (бетононасосы, штукатурные станции, торкрет-установки, пневмонагнетатели). Есть компании, которые предоставляют услуги заливки, либо дают станции в аренду.
После подготовки инструмента и материала, необходимо подготовить старую поверхность для заливки – убрать мусор, снять старое покрытие. Либо соорудить опалубку и прикрепить опоры для новой, впервые формируемой, кровли.
Для удобства передвижения по периметру гаража можно обустроить строительные леса, поставить лестницы. Также нужно продумать о подключении электрического оборудования к сети, подготовить удлинители или обзавестись аккумуляторными батареями (особенности + возможности) спецтехники, и ручного инструмента.
Кровельные работы рекомендуется проводить в сухую погоду. Нужно будет продумать вариант необходимости распорок, если площадь поверхности планируется большой. Недопустимо использование некачественного крепежа. Щелей в опалубке быть не должно – будущую форму делают цельной.
Доски для опалубки можно обернуть целлофаном и смазать отработанным маслом – так она снимется легче.
Изготовление армированного каркаса
Монтаж цельной армировки делают несколькими способами: сваркой или сеткой. Сваривать металлическую конструкцию лучше на земле, чтобы затем поднять ее наверх, к рабочему участку. При формировании вязки работы выполняют по месту заливки. Ячейки сетки должны получиться 200 х 200 см. Можно купить готовую сетку и нарезать ее в виде лент нужного размера.
Использование в заливке арматуры делает монолит более прочным + продлевает годы его эксплуатации. Здесь важно учесть нюанс – части арматуры не должны выступать из формы, поэтому нужное количество сетки или стержней всегда предварительно рассчитывают, продумывая схему монтажа.
Как залить бетоном своими руками?
Работа с бетонной смесью – поэтапный процесс. Специалисты рекомендуют заливать раствор небольшими участками, постепенно заполняя площадь. Смесь перед выравниванием обязательно уплотняют, до появления так называемого «цементного молочка».
В процессе заливки необходимо следить, чтобы каркас армировки не смещался. Образующиеся пустоты можно удалять специальным щупом. Следить также нужно за отсутствием образования щелей.
Стяжку выполняют всегда под углом, для разметки пользуются лазерным уровнем и угломером. Поверхность ровняют правилом и уплотняют трамбовкой.
Для удобства работы лучше использовать специальное оборудование. Бетономешалки, бетононасосы и другие приспособления помогут быстро готовить раствор и подавать его бесперебойно. Готовую поверхность рекомендуется покрыть полиэтиленовой пленкой, чтобы застыванию смеси не мешали внешние факторы (природные или механические).
Толщина залитого бетона должна быть не менее 15 см. Выполнить работу необходимо за 1 рабочий день.
Выдерживание состава
Для получения качественного + долговечного покрытия необходимо соблюдение правил по просушке. Для этого, на протяжении 3-х недель, его поддерживают во влажном состоянии. После схватывания состава (на второй день) поверхность можно посыпать обычной стружкой, которая идеально впитывает влагу, отдавая ее бетону.
Перед тем, как уложить стружку, поверхность хорошо смачивают, и делают засыпку, каждые 2 дня увлажняя поверхность. Заливку накрывают полиэтиленом.
В прохладную погоду дополнительно крышу можно укутать любым материалом теплоизоляции. Пленка дополнительно защитит и от солнечных лучей. Через 10 дней опалубку снимают. Срок окончательного твердения бетона – 14-28 дней.
Для поддержки влажности вместо стружки можно использовать опилки или мешковину.
Бетонирование по профлисту
Такой способ помогает в несколько раз снизить вес перекрытия и ускорить процесс. Чаще всего используют металлические профлисты настила марки «Н» – они считаются стойкими к коррозии, прочными и жесткими, за счет равномерной реберной поверхности. Несущая способность крыши гаража будет высокой, и позволит отстроить мансарду или второй этаж в будущем.
При отливке плиты по профнастилу экономия для владельца будет ощутимой. Дешевле обойдется закупка материалов для опалубки и создания армокаркаса. Расход рабочего раствора также будет в несколько раз ниже.
Эстетическая часть применения данного способа будет состоять в том, что гаражу не потребуется дополнительная отделка изнутри помещения – гофрированная поверхность формирует оригинальный по форме и цвету потолок + делает его устойчивым к погоде, открытому огню, перепадам температур и влажности.
Технология исполнения проста. Листы металла крепят по периметру несущих стен саморезами. По листам кладут гидроизоляцию, в несколько слоев. Сверху укладывается бетонная смесь. При заливке каркаса по профлисту понадобятся поддерживающие балки – не менее 3-х. Шаг между ними делают не меньше 50 см.
О чем еще стоит знать?
Опытные кровельщики рекомендуют учитывать при строительстве следующие моменты:
- При укладке кровли не забывают учитывать массу ЖБ-плит, из-за их тяжести, и продумывают варианты работы и проезда спецтехники. Заранее проводят расчет будущей нагрузки кровли. В ситуациях, когда гараж старый – оценивают возможности несущих стен и материалов постройки.
- Если запланирована 2-х-скатная плитная кровля, то для каркаса из металла делают разметку, чертеж и сварку. Монтаж плит проводится уже после укрепления конструкции.
- Для формирования уклона крыши, с целью стока осадков, достаточно 2°. Большинство мастеров считают способ использования вязки армированной сетки для монолитной основы более приемлемым – при застывании бетона она на 100% не разорвется, в сравнении со сварными прутьями.
- Между армирующим слоем и опалубкой всегда оставляют зазор (4-5 см). Это служит профилактикой образования мостиков холода.
- Работу с бетонным составом желательно проводить в 1 день. Но если такой возможности нет, то бетонирование проводят полосами, по установленным маячкам. Выравнивание поверхности осуществляют щебнем средних фракций.
- Опалубка не должна ложиться на стены – лишь слегка касаться их, так как после заливки части ее могут остаться прижатыми к верхней кромке стен, что со временем способно привести к просадке. В данном случае доски и теплоизолятор делают несколько короче, чтобы состав не был в контакте со стеновой поверхностью.
- Перед установкой деревянных вертикальных опор и опалубки пол в гараже должен быть уже сделанным, чтобы не было горизонтальной неровности поверхности.
Для увеличения крепости бетона можно использовать сухое или мокрое железнение крепкими марками бетона (М500).
Заключение
Выбрать наиболее подходящий способ создания гаражной крыши: монолитной или из ЖБ-плит, каждый владелец постройки должен сам. Самым бюджетным вариантом, с которым справится даже не мастер – это заливка поверхности стяжкой.
По инженерным расчетам, для формирования монолитной поверхности кровли гаража потребуется около 400 л бетона. В качестве покрытия, для готовой бетонной поверхности, обработанной праймером (грунтовкой), рекомендуется использовать трехслойную наплавку бикроста или Технониколь.