Межевание участка и постановка его на кадастровый учет
Чтобы заключать юридические сделки, объектом которых является земельный участок, необходимо предварительно провести межевание надела, а затем зарегистрировать его в государственном реестре кадастра.
Обе процедуры требуют тщательной подготовки и соблюдения определенного алгоритма действий, о которых должен знать каждый собственник, решивший официально зарегистрировать свое право на землевладение.
Содержание
Суть процедуры
Оформление надела в собственность начинается с заказа межевых работ у специализированной фирмы, имеющей лицензию на осуществление подобной деятельности.
В ходе процедуры производится:
- установление границ и крайних точек земельного участка,
- расчет площади владения;
- составление плана участка, на основании которого производится внесение надела в государственный реестр.
Производятся подобные действия только инженерами кадастра, имеющими соответствующий квалификационный аттестат, при помощи специального оборудования.
Помимо измерений, проводимых на местности, для построения схемы участка иногда используются фотографии, полученные со спутников.
Что такое кадастровый учет
Объекты недвижимости при оформлении в собственности подлежат внесению в особый реестр.
Подобная процедура носит общее название «кадастровый учет».
По сути, она представляет собой создание единой базы данных, в которой отражаются все сведения о существующем недвижимом имуществе, находящемся в частной собственности.
При наличии записи в ЕГРН, считается, что земельный участок состоит на кадастровом учете, а значит, юридически оформлен в качестве объекта, принадлежащего конкретном владельцу.
Порядок занесения сведений в ЕГРН обозначен в принятом 13 июля 2015 года ФЗ №218-ФЗ. Однако чтобы осуществить регистрацию, хозяин земли должен знать множество нюансов процедуры, о которых подробно рассказано в отдельной статье.
Порядок проведения
Чтобы правильно выполнить межевание, сотрудники фирмы, занимающейся геодезическими работами, обязаны провести ряд необходимых действий. От правильности выполнения напрямую зависит возможность постановки участка на кадастровый учет.
Цели
Межевание — первый этап кадастровых работ на пути к регистрации земельного участка в качестве собственности.
Целью проведения подобных землеустроительных работ является:
- определение координат граничных линий участка. Причем фиксация границ производится как на местности, так и в публичной карте кадастра;
- оформление документации, подтверждающей право на владение ЗУ, в первую очередь кадастрового паспорта, при наличии которого держатель имеет продавать, сдавать в арену или завещать надел;
- установление точного размера землевладения;
- предупреждение конфликтов с соседями, связанных с определением граничных линий находящихся рядом наделов;
- предотвращение посягательств на находящиеся в собственности земли;
- восстановление границ, в случае утраты сведений о крайних точках земельного участка;
- правомерное установление линий границ при разделении большого участка на несколько частей, отходящих к разным собственникам.
Конечным результатом и основной целью проведения процедуры является получение межевого плана, на основании которого в дальнейшем производится регистрация участка в реестре кадастра.
Документы
Чтобы инициировать проведение межевых работ на собственном земельном участке, обладатель права собственности предварительно должен собрать ряд документов:
- Заполненное заявление.
- Документ, являющийся основанием для установления права собственности:
- Свидетельство о принятии наследства;
- Постановление органов власти о выделении надела;
- Судебное решение;
- Иные правоустанавливающие бумаги.
- Удостоверение личности – паспорт РФ.
- Справка о наличии либо отсутствии строений. Выдачей документов занимается БТИ.
- Если процедура межевания проводилась ранее – межевой план, выписка из реестра недвижимости.
От собственника может потребоваться и иная документация. Список зависит от конкретной ситуации.
Согласование границ с соседями
Важным моментом проведения межевых работ является уведомление собственников находящихся рядом участков о намерении, а также получение их согласия на инициацию процедуры.
В межевом плане обязательно должно присутствовать приложение, представляющее собой акт согласования, подписанный соседями.
Если претензий у хозяев расположенных рядом землевладений нет, то оформленный акт считается согласованным.
Причем даже если на нем нет подписи соседей, которые по каким-либо причинам не отреагировали на полученное уведомление о месте и времени проведения межевых работ.
В случае, когда присутствующие при межевании соседи выражают несогласие с результатами работ, оформляется письменный отказ, который также прикрепляется к межевому плану.
Он может стать серьезным препятствием на пути реализации намерений заказчика процедуры. Поэтому следует принять меры, чтобы не допустить подобного развития событий и заранее решить спорные вопросы с соседями.
Оформление межевого плана
После геодезической оценки местности и получения одобрения от соседей, проводящие межевание работники геодезической организации приступают к формированию основного документа – схемы межевания.
Она состоит из нескольких частей:
- Графическое изображение объекта. Выстраивается на основе полученных при выполнении геодезических работ сведений, и включает в себя не только обозначение границ, но и фиксацию проездных путей к участку, в том числе при наличии сервитута.
- Текстовое приложение, отображающее информацию, которая должна быть занесена в дальнейшем в реестр кадастра. В первую очередь, это числовые значения: площадь, координаты граничных точек.
Специалист, выполняющий работы обязан по их окончанию предоставить заказчику готовый план, заверенный печатью и подписью уполномоченного на проведение межевания лица.
Уточнение границ земли
Если земельному наделу присвоен номер кадастра, а сведения о границах в кадастровом реестре отсутствуют, межевание поможет установить координаты крайних точек.
Необходимость в точном определении граничных участков обычно возникает при наличии конфликтов с соседями.
Однако для проведения повторных межевых работ следует предоставить официальное обоснование подобной необходимости.
В его качестве может выступать:
- судебное решение;
- административный акт;
- выписка из кадастра.
В документе обязательно должно содержаться требование об уточнении граничных линий и поворотных точек земельного участка.
Но если сведений о ранее проведенной процедуре межевания нет, предоставлять подобные бумаги необязательно.
Постановка на учет
Имея на руках результаты проведения межевых работ, можно инициировать процедуру внесения сведений о наделе в государственный реестр. Подробно действия, необходимые для ее проведения описаны в отдельной статье.
Однако некоторые нюансы требуют особого уточнения.
Кто имеет право оформить регистрацию
Оформить в собственность землю может ограниченный круг лиц.
Подать документы для регистрации земельного участка имеет право:
- непосредственно владелец земли, а также приравненные к нему лица:
- наследник умершего собственника;
- хозяин выделенной части земельного участка при формировании нескольких наделов из одного;
- введено обременение на землю;
- держатель документа о выделении надела в пользование;
- арендатор, если право на использование земли будет длиться более 5 лет;
- гражданин, который наделен правом использовать землевладение бессрочно;
- лицо, которому предоставляется право на пожизненное наследственное владение;
- инженер кадастра.
Если гражданин не располагает возможностью осуществить самостоятельную подачу документов, он может оформить доверенность на третье лицо и наделить его правом на выполнение конкретных действий, требующихся для занесения надела в кадастровый реестр.
Документы
Чтобы зарегистрировать землю, потребуется заранее подготовить некоторые бумаги:
- Заявление. Заполнить можно до посещения организации, либо на месте.
- План межевания. Выдается после проведения землеустроительных работ инженером кадастра, либо в БТИ.
- Подтверждающая право собственности бумага.
- Технический план. Если осуществляется одновременная регистрация в качестве собственности находящегося на территории ЗУ здания.
- Паспорт заявителя.
- Карта-план надела с указанием всех расположенных в его пределах строений.
Чтобы поставить на учет объект недвижимости, нужно предварительно заплатить государственную пошлину. Однако требовать предъявления платежного документа в Кадастровой палате не имеют права.
Список может видоизменяться в зависимости от конкретной ситуации. Например, для внесения в реестр объекта муниципальной собственности потребуется разрешение от органа местной власти.
Обращение в Росреестр и госпошлина
Перед тем, как передать в организацию документы для регистрации, нужно обязательно оплатить взимаемую государством пошлину. Граждане вносят 200 рублей, а организации – 600.
Прикладывать платежный документ к остальным бумагам не обязательно: важен сам факт внесения средств.
Существует несколько способов подать запрос на внесение объекта в кадастровый реестр:
- посещение Кадастровой палаты;
- регистрация на портале Госуслуг и подача заявления в режиме онлайн;
- отправить документы заказным письмом с описью через Почту России;
- связаться со специалистом через электронную почту.
Однако приоритетным остается личный визит в территориальное отделение Росреестра, так как в подобном случае можно решить некоторые возникшие недоразумения, например, недостачу какого-либо документа, на месте, а не ждать ответа на дистанционный запрос в течение нескольких дней или даже недель.
Получение паспорта
Для оформления собственности до вступления в силу ФЗ №218-ФЗ, был необходим кадастровый паспорт, выдаваемый при постановке земельного участка на государственный учет.
Однако теперь, когда процедуры регистрации участка и права собственности фактически объединены в одну, необходимость в выдаче подобного документа отпала. Теперь при внесении землевладения в кадастр владельцу предоставляется выписка из ЕГРН, заменяющая выдаваемые ранее бумаги.
Подробно узнать о процедуре получения выписки можно в отдельной статье.
Изменение границ поставленного на учет надела
Российское законодательство разрешает вносить изменения в запись о поставленном на учет земельном участке. Зачастую исправления касаются информации о граничных точках участка.
Обычно подобные действия производятся, если:
- допущена ошибка при проведении межевых работ. В подобном случае, организация, занимающаяся оформлением плана территории, заново проводит процедуру и предоставляет владельцу скорректированную схему с новыми граничными линиями;
- требуется уточнить границы в связи с несоответствием указанной в реестре площади фактической. Перерегистрировать земельный участок не требуется, если погрешность составляет менее 10%;
- участок делится между несколькими хозяевами. Каждый новый надел вносится в реестр отдельно.
Изменение границ может производиться как совместно с увеличением или уменьшением площади, так и без изменений размеров землевладения.
Увеличение границ
В ряде случаев владелец имеет право подать запрос на изменение записи об участке в кадастровом реестре в связи с увеличением площади.
Подобное явление обычно наблюдается в следующих случаях:
- получено разрешение на присоединение бесхозной земли, прилегающей к наделу;
- владелец выкупил соседний участок и желает присоединить его к уже находящемуся в собственности.
В подобных случаях для уточнения границ вновь придется производить процедуру межевания.
Исключение из кадастра
Если сведения о наделе исключаются из государственного реестра кадастра, то он перестает считаться объектом собственности. Производится исключение из ГКН в крайних случаях, самым распространенным из которых считается кадастровая ошибка, повлекшая наложение друг на друга границ смежных владений.
Происходит снятие с учета и в том случае, если регистрация надела была временной, а попыток довести процесс до логического завершения — оформления права собственности – владельцем не производилось.
Полезное видео
Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается о нюансах межевания и постановки земельных участков на кадастровый учет.
Заключение
Межевание землевладения и дальнейшая регистрация надела в органах кадастра – обязательные процедуры, сопровождающие оформление права собственности. Без их проведения владелец не сможет распоряжаться участком в полной мере и заключать юридически значимые сделки.